К основному контенту

Общество и я. Моя безопасность

ВИДЕОРОЛИК "бЕЗОПАСНОСТЬ НА ЛЬДУ"

 http://www.senya-spasatel.ru/uploads/files/video/3.avi

Внеклассный урок

«Я и моя безопасность»

Цели:

  1. Обучающие: 

- информировать об основных источниках опасности,

- развивать умение предвидеть возможные экстремальные ситуации,

- обучать безопасному поведению на улицах и дорогах, на природе и дома.

2. Развивающие:

- развивать способности, которые дали бы детям возможность правильно оценивать различные ситуации;

- совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.

3. Воспитательная: 

- воспитывать ответственность за жизнь и здоровье собственное и окружающих.


Оборудование: презентация, аптечка.


Содержание занятия:


Жизнь, как бы сложна ни была, временами замечательна. Недаром мы все ею так дорожим. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять её у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их.


 - Какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас? 


Очень часто люди страдают из-за своей неосторожности, неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков, оценить степень своей защищённости и принять необходимые меры. Любое из неприятных событий не случилось бы, если бы участники знали главные правила безопасного поведения:

- предвидеть опасность;

- по возможности избегать её;

- при необходимости действовать.


  1. Город Безопасности


Предлагаю вам совершить путешествие в город Безопасности. Но улицы там непростые: улица Инспекторов дорожного движения, улица Спасателей, улица Пожарных, улица Санитаров.

Улица Пожарных

С давних пор огонь считается другом человека.

- Подумайте, ребята, как огонь помогает человеку. (Отапливает дома в холодное время года, помогает приготовить пищу).

А раньше огонь освещал жилище человека. Без огня мы с вами уже не представляем жизни. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Без огня невозможна жизнь на земле.

Но огонь может быть не только другом и помощником человека во всех делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Неосторожное обращение с ним наносит непоправимый ущерб людям.

 - Ежегодно в мире происходит около 5 млн. пожаров.

 - Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги.

 - Каждый третий погибший – ребёнок.


 Говорим – огонь нам друг!

 Но врагом он станет вдруг,

 Если мы о нём забудем,

 Отомстит он сразу людям.

 Пожалеете о том

 Вы в сражении с огнём.

 Тут он страшен и суров –

 И от дома куча дров.


- Ребята, подумайте, что является причиной пожара. (Ответы детей:

если баловаться со спичками;

если забыть выключить электроприборы;

если сушить бельё над плитой;

если зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи;

если кто - то из взрослых не потушил сигарету;

если дети разжигают костёр возле деревьев или домов, поджигают мусорные баки, сухую траву, тополиный пух)

 - А знаете ли вы, ребята, чем можно потушить пожар? Как вести себя при пожаре?

(Работа со слайдом «Правила поведения при пожаре в доме»).

 - Назовите номер телефона, по которому нужно сообщать о пожаре.

 - Какие правила по пожарной безопасности мы должны знать?

1. Нельзя играть со спичками.

2. Не оставлять включёнными электроприборы без присмотра.

3. Не оставлять не затушенных костров.

4. Не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор в баках.

5. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи.


А теперь поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!». Я буду задавать вопросы. Если вы, ребята, считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если уверены, что действия неправильны, то молчите.



Кто задорный и весёлый,

Верность правилам храня,

Бережёт родную школу

От коварного огня?  Это я, это я, это все мои друзья!


Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор? Ребята молчат.


Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром? Это я, это я, это все мои друзья!


Кто украдкой в уголке

Жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушёл!  Ребята молчат.


Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят? Это я, это я, это все мои друзья!


На привале кто в лесу

Жёг засохшую сосну?

А потом так поспешил,

Что костёр не затушил. Ребята молчат.


Кто, видя сушняк в огне,

Знает точно: быть беде?

Ветку кто не поджигает,

От пожара лес спасает?  Это я, это я, это все мои друзья!


Улица Инспекторов дорожного движения


Добро пожаловать на улицу Инспекторов дорожного движения!


Движенья полон город,

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Чтоб было безопасно,

Вам нужно, без сомненья,

Знать и выполнять

Правила…(дорожного движенья).

Давайте вместе вспомним правила дорожного движения. (Используются слайды «Правила перехода проезжей части», «Общественный транспорт»).


 1 - ая область знаний: Сигналы светофора, дорожная разметка


 - Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?

 - Как на проезжей части обозначен пешеходный переход?

 - Где и как должны ходить пешеходы по улице?

 - В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?



 2 - ая область знаний: Обязанности пассажиров

 - Где нужно стоять в ожидании автобуса?

 - Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?

 - Как нужно переходить улицу при выходе из автобуса?

 - Каков порядок посадки в автобус и выход из него?



 3 - ья область знаний: Правила перехода улиц и дорог

 - В каких местах нужно переходить улицу?

 - Как надо правильно переходить улицу, дорогу?

 - Можно ли перебегать через улицу, дорогу?

 - Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?

Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на вопросы.

- А зачем нам нужно знать правила дорожного движения? (Ответы учащихся).


Физкультминутка

Проводится игра «Светофор». Перед играющими устанавливают светофор. Участникам игры надо быть очень внимательными. Когда ведущий зажигает зелёный свет, ребята потихоньку начинают топать ногами, будто идут; когда горит жёлтый свет, дети хлопают в ладоши. При красном свете в классе должна быть тишина. Выигрывают ребята, которые более внимательны.


Улица Спасателей


Добро пожаловать на улицу Спасателей! Давайте рассмотрим конкретные ситуации и подумаем, как лучше вести себя в той или иной ситуации, чтобы не стать жертвой преступления, а также будем совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности. (Используются слайды «Безопасность в доме и квартире» и «Безопасное поведение»).


Ситуация 1. Если на улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?


Ситуация 2. Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть в машину и поехать на съёмки детской передачи?


Ситуация 3. Что вы станете делать, если кто - то попытается открыть дверь вашей квартиры?


Ситуация 4. Что вы ответите, если незнакомый спросит по телефону, одни вы дома или нет?


Ситуация 5. Что делать, если в вызванном вами лифте находится незнакомый человек?


Ситуация 6. Вы вернулись из школы, а дверь вашей квартиры открыта. Ваши действия.


Ситуация 7. На улице вы находите пакет, оставленный кем - то. Ваши действия.


 Разбор ситуаций из сказок:

 - Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?

 - Почему волку удалось съесть семерых козлят?

 - Почему лисе удалось съесть Колобка?

 - Что вы посоветуете братцу Иванушке, превратившемуся в козлёночка?


Улица Санитаров


Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)


    Добро пожаловать на улицу Санитаров! Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где - то далеко, там, где нас нет. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребёнок упал с дерева, ударился головой, кто - то пролил на себя горячий чай, кто - то споткнулся, кто - то поскользнулся. И если именно вы оказались рядом, то вам предстоит принять правильное решение.

    Учащиеся рассматривают содержимое аптечки, учатся оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, небольших ранах (порезах, ссадинах, царапинах), при ожоге.


    Первая помощь при небольших порезах и ранах

- Промойте рану 3%-ной перекисью водорода, а при ее отсутствии – чистой (по возможности охлажденной кипяченой) водой с мылом при помощи ватного или марлевого тампона. Хорошо смойте мыло водой.

- Высушите кожу вокруг раны, обработайте ее края 5%-ной настойкой йода или другого антисептического средства.

- Закройте рану стерильной марлевой салфеткой и наложите повязку.


Первая помощь при серьезных порезах и ранах


- Если у пострадавшего сильное кровотечение, поднимите пораженное место выше уровня груди и плотно прижмите края раны стерильной марлевой салфеткой или свертком из чистой ткани. Если нужно – держите салфетку в течение 10–15 минут, пока кровотечение не прекратится.

- Обработайте края раны противомикробными, антисептическими средствами.

- Положите на рану стерильную марлевую салфетку и зафиксируйте ее бинтом (платком или другой чистой тканью). Повязка не должна быть слишком тугой. Если кровь просочилась через первую повязку, наложите вторую – давящую повязку.


Первая помощь при ожогах


- Если ожог термический, охладите поврежденную область струей холодной воды, замороженным мясом из холодильника или кусочком льда, обернув лед или мясо тонким полотенцем. Охлаждение должно длиться не менее 15 минут.

- Чтобы предотвратить проникновение инфекции, на обожженное место нужно наложить сухую, неплотную, стерильную повязку. При этом ни в коем случае нельзя использовать присыпки и мази (особенно на жировой основе). Под ними температура обожженных тканей будет снижаться гораздо медленнее. Очень опасно смазывать ожог спиртом или одеколоном – вызовете болевой шок.

- При химическом ожоге пораженное место надо промыть большим количеством воды. Смывая химическое вещество, она уменьшает его концентрацию. Если кислота или щелочь (например, каустическая сода, негашеная известь) попали на кожу через одежду, то сначала надо их смыть, а потом осторожно разрезать и снять с пострадавшего мокрую одежду.

- При ожоге щелочью стерильный кусок бинта или марли смачивают раствором борной кислоты (чайная ложка на стакан воды) или слабым (чуть кислым) раствором уксуса и накладывают на место ожога.

- В том случае когда ожог вызван кислотами, марлю пропитывают раствором пищевой соды (чайная ложка на стакан воды).


Подведение итогов.


То, что мы обсуждали сегодня, очень важно. За многие из этих знаний заплачено самой дорогой ценой – человеческими жизнями. Будьте умнее, учитесь на опыте других людей, не повторяйте чужие ошибки. С помощью знаний вы строите свою крепость – БЕЗОПАСНОСТЬ. Какими будут стены этой крепости – зависит только от вас.




Тренинг "Я и моя безопасность".

Цели: актуализация темы об опасных жизненных ситуациях; развитие представлений о тактических действиях в опасной ситуации, понимания, что часто они возникают из-за неправильного поведения подростков; формирование убеждения в том, что стремление избежать опасности или минимизировать ее, а также обращение за помощью к окружающим являются проявлением осмотрительности и зрелости.

Задачи: актуализировать личный опыт, связанный с типовыми опасными ситуациями в жизни подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и собственным неправильным поведением; развивать у учащихся стремление не попадать в опасные ситуации, не провоцировать и минимизировать опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения; формировать убеждение в том, что соблюдение принятых правил поведения является гарантией безопасности; осмыслить полученный опыт и отработать алгоритм поведения в опасных ситуациях.

Оборудование: листы писчей бумаги с надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство", "Деньги и вещи", "Остановись!", "Подумай!", "Действуй!" с инструкциями на оборотной стороне листов.Мячик.

Вводная часть.  Участники называют ассоциации, которые возникают у них при слове "опасность". Ведущий констатирует, что большинство людей остерегаются опасностей, и предлагает обсудить, как обычно ведут себя люди при их возникновении (что они испытывают? что такое страх? для чего природа наделила человека способностью испытывать страх? о чем сигнализирует страх?). Следует подчеркнуть, что страх – это предупреждение, сигнал, который может парализовать человеческую волю, а может мобилизовать ресурсы человека (привести примеры или предложить подросткам сделать это самостоятельно). На основании приведенных примеров ведущий обращает внимание на то, что есть опасности, возникающие независимо от человека, и такие, которые явились следствием неправильного поведения самих людей.

Ведущий сообщает, что около половины серьезных травм, получаемых подростками, связано с их собственными ошибками (рисками) или нарушением ими принятых правил поведения в быту, школе и на транспорте. Желающие могут привести примеры. Особо выделяются ситуации, когда подростки ведут себя слишком рискованно, поддаваясь на провокации сверстников.

Основная часть. Ребятам предлагается обсудить три вопроса.

- Можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций?

-Можно ли свести к минимуму опасности?

-Есть ли правила поведения в опасных ситуациях?

Обобщая высказывания, ведущий просит подумать над тем, что является самым важным для человека, что следует спасать в первую очередь. Участникам предлагается три листа с надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство", "Деньги и вещи". Они должны разложить эти листы в соответствии с очередностью того, что (по их мнению) надо спасать в первую, вторую и третью очередь при возникновении опасности. По завершении этой работы ведущий подчеркивает, что такие ценности, как честь, достоинство, деньги, собственность, имеют смысл только в случае существования человека, т. е. когда он смог сохранить свою жизнь и здоровье.

Таким образом, первое, что необходимо спасать, – это жизнь и здоровье. Обязательно следует отметить, что:

-есть особые исключительные и редкие ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей;

-взрослые сильные люди, которые несут большую ответственность, могут жертвовать своей жизнью для спасения детей или более слабых;

-в большинстве ситуаций, связанных с опасностью, дети и подростки должны спасать свою жизнь и здоровье, учитывая, по возможности, безопасность других людей.

В отношении двух других приоритетов – чести или собственности – правильного ответа нет, каждый волен поступать так, как сочтет нужным и как сложится ситуация.

Ведущий предлагает участникам вспомнить, что удалось придумать людям для сведения к минимуму опасностей, подстерегающих их. Обсуждение целесообразно провести в форме "мозгового штурма". Участников следует подвести к выводу о необходимости соблюдения правил поведения и техники безопасности, инструкций по обращению с техническими приспособлениями и т. п.

Следует также обсудить следующие вопросы:

-Где, когда и почему в школе предусмотрены особые правила поведения (уроки труда, физкультуры, физики, химии)?

-Какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению?

-Почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте? и т. п.

Предлагается привести примеры, когда подросток сталкивается с опасностью, но не может справиться с ней собственными силами. На одном из примеров обсуждается, правильно ли поступает тот, кто обращается за помощью к окружающим. Поступает ли он как человек слабый, малодушный или как зрелый, понимающий границы своих возможностей человек? В высказываниях особо следует подчеркнуть, что стремление получить помощь в опасной ситуации является признаком зрелого поведения.

Участников необходимо подвести к пониманию того, что невозможно заранее предугадать все жизненные опасности, и предложить всем вместе составить алгоритм поведения в опасной ситуации.

Работа проводится в форме "Аукциона идей". Обобщая высказывания, можно предложить алгоритм из трех шагов: "Остановись! Подумай! Действуй!".

В середину круга помещают листы с аналогичными надписями, а затем проводится обсуждение необходимости каждого шага. После каждого обсуждения лист с соответствующей надписью переворачивают и зачитывают приведенную там "инструкцию".

Вот их тексты:

Остановись!

Если ты почувствовал страх, значит, тебе угрожает опасность; не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие.

Подумай!

Подумай, в чем заключается опасность, прими решение, как ее избежать или уменьшить.

Действуй!

Приняв решение, сразу приступай к его выполнению.

Необходимо обязательно обратить внимание участников, что возможны ситуации, когда все три "шага" надо "пройти" в очень короткое время, например при спасении бегством.

Заключительная часть. Участникам предлагается описать свои действия в соответствии с предложенным алгоритмом в типичных для подростков ситуациях, связанных с опасностью:

-незнакомый человек предлагает тебе пойти с ним куда-либо;

-старшие ребята предлагают спиртное или наркотики;

-приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри.

Ситуации подростки могут предложить сами.

Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос, как себя вести, чтобы не попадать в ситуацию опасности (например: соблюдать правила поведения, инструкции по технике безопасности и обращению со сложными приборами). По завершении высказываний всех участников желающие повторяют алгоритм поведения в опасной ситуации ("Остановись! Подумай! Действуй!").

Домашнее задание. Обсудить с родителями алгоритм поведения в опасной ситуации.

Ведущему на заметку.В вводной части количество "разогревающих" упражнений может быть сокращено, если группа многочисленна и ведущий ощущает лимит времени.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

дистанционное обучение

Уважаемые родители и обучающиеся  на время частичного дистанционного обучения  домашнее задание будет размещено на моём блоге. Задания выполняем письменно в тетради.